Работа с родителями
Многоуровневая система комплексного информирования
родителей
Информирование (как пассивное просвещение, приглашение к
сотрудничеству) с целью:
1. построения системы
непрерывного педагогического диалога с семьей о проблемах развития ребенка
2. построения
информационного поля проблем и перспектив развития школы, образовательных услуг
3. правового и
педагогического просвещения родителей
4. изменения позиции семьи
по отношению к школе: экспертиза и оценка качества образовательных результатов
и условий на основе анализа получаемой информации
Информирование:
• Права
и обязанности семьи в образовании ребенка - законы и возможности реализации
прав
• Что
должен знать родитель о подготовке ребенка к школе?
• Рекомендации
родителям по педагогической поддержке на основе комплексной диагностики
развития ребенка (специалистами - психологами, психиатрами, педагогами,
медиками)
• Об
изменениях в содержании образовании, структуре образовательного процесса:
например, Индивидуальная образовательная программа, профильное обучение и т.п.
• "Родительский
дневник" - форма активизации информирования - начало взаимодействия -
поддержка индивидуальных программ развития ребенка.
• Индивидуальная
программа развития ребенка - приглашение к обсуждению на основе комплексной
диагностики развития ребенка.
• Открытый
отчет школы - информирование о содержании школьной жизни, результатах,
проблемах и планах. Приглашение к обсуждению.
• Изучение
мнений, позиции родителей по актуальным проблемам развития ребенка, школы -
открытый добровольный опрос - приглашение к обсуждению.
• Оценка
деятельности школы по конкретным направлениям, действиям, результатам, планам и
т.п. - приглашение к экспертизе.
• Педагогический
консалтинг - "горячий" телефон, профессиональная консультация
родителям
• Открытая
учительская - открытая приемная для родителей, приглашение к обсуждению проблем
развития ребенка, школы, поселка и т.п.
Просвещение с целью развития
диалога и привлечения к сотрудничеству
Просвещение:
• Правовое:
о возможностях, правах и обязанностях в реализации образовательных потребностей
семьи
• Психолого-педагогическое:
о формах и методах воспитания, обучения ребенка
• Гражданское:
о возможностях школы, путях развития образования, участие в управлении школой
• Просвещающее
консультирование родителей
• Самоорганизация
родителей в вопросах защиты прав детей, воспитания, реализации образовательных
потребностей, оценки качества, пропаганды идей школы, социальном проектировании
вместе со школой
Системное просвещение и компетентностное обучение родителей
Обучение:
• Обучение
родителей как воспитателей
• Обучение
родителей как учителей своего ребенка
"Мамина школа"
• Обучение
родителя как партнера, союзника и соуправленца школы
• Привлечение
родителей к обучению и воспитанию других родителей, учеников и взрослого
населения
• Обучение
педагогического персонала школы направлениям взаимодействия с родителями,
семьями; обеспечение реализации модели сотрудничества с родителями.
Привлечение к
сотрудничеству:
• Организация
традиционных дел с обязательным участием родителей в обучении; воспитательных
мероприятиях, социальных проектах школы
• К
оценке деятельности школы - опросы, процедуры диагностики, общественной
аттестации школы - качество условий, качество образовательных результатов
• К
совместной деятельности по изменению качества условий организации
образовательной деятельности
• Родители
- образовательный ресурс программы развития школы
• Родители
- школьные управляющие
|