Работа с родителями Многоуровневая система комплексного информирования родителей Информирование (как пассивное просвещение, приглашение к сотрудничеству) с целью: 1. построения системы непрерывного педагогического диалога с семьей о проблемах развития ребенка 2. построения информационного поля проблем и перспектив развития школы, образовательных услуг 3. правового и педагогического просвещения родителей 4. изменения позиции семьи по отношению к школе: экспертиза и оценка качества образовательных результатов и условий на основе анализа получаемой информации Информирование: • Права и обязанности семьи в образовании ребенка - законы и возможности реализации прав • Что должен знать родитель о подготовке ребенка к школе? • Рекомендации родителям по педагогической поддержке на основе комплексной диагностики развития ребенка (специалистами - психологами, психиатрами, педагогами, медиками) • Об изменениях в содержании образовании, структуре образовательного процесса: например, Индивидуальная образовательная программа, профильное обучение и т.п. • "Родительский дневник" - форма активизации информирования - начало взаимодействия - поддержка индивидуальных программ развития ребенка. • Индивидуальная программа развития ребенка - приглашение к обсуждению на основе комплексной диагностики развития ребенка. • Открытый отчет школы - информирование о содержании школьной жизни, результатах, проблемах и планах. Приглашение к обсуждению. • Изучение мнений, позиции родителей по актуальным проблемам развития ребенка, школы - открытый добровольный опрос - приглашение к обсуждению. • Оценка деятельности школы по конкретным направлениям, действиям, результатам, планам и т.п. - приглашение к экспертизе. • Педагогический консалтинг - "горячий" телефон, профессиональная консультация родителям • Открытая учительская - открытая приемная для родителей, приглашение к обсуждению проблем развития ребенка, школы, поселка и т.п. Просвещение с целью развития диалога и привлечения к сотрудничеству Просвещение: • Правовое: о возможностях, правах и обязанностях в реализации образовательных потребностей семьи • Психолого-педагогическое: о формах и методах воспитания, обучения ребенка • Гражданское: о возможностях школы, путях развития образования, участие в управлении школой • Просвещающее консультирование родителей • Самоорганизация родителей в вопросах защиты прав детей, воспитания, реализации образовательных потребностей, оценки качества, пропаганды идей школы, социальном проектировании вместе со школой Системное просвещение и компетентностное обучение родителей Обучение: • Обучение родителей как воспитателей • Обучение родителей как учителей своего ребенка "Мамина школа" • Обучение родителя как партнера, союзника и соуправленца школы • Привлечение родителей к обучению и воспитанию других родителей, учеников и взрослого населения • Обучение педагогического персонала школы направлениям взаимодействия с родителями, семьями; обеспечение реализации модели сотрудничества с родителями. Привлечение к сотрудничеству: • Организация традиционных дел с обязательным участием родителей в обучении; воспитательных мероприятиях, социальных проектах школы • К оценке деятельности школы - опросы, процедуры диагностики, общественной аттестации школы - качество условий, качество образовательных результатов • К совместной деятельности по изменению качества условий организации образовательной деятельности • Родители - образовательный ресурс программы развития школы • Родители - школьные управляющие |